#лопатинскийрудник, #фосфоритный, #машиныизада
Идея сгонять посмотреть на "груду ржавого металла" вынашивалась мною года два. И вот наконец она осуществилась. Времена нонче непростые и сколько пробудет это чудо техники в здравии предположить сложно. Вот что пишет о месте Вики:
Лопатинский рудник расположен в 90 км к юго-востоку от Москвы. Он занимает обширную территорию между городами Воскресенск и Егорьевск. Этот район представляет
собой уникальное и крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых — фосфоритов. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века.
Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для
этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно
именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Наиболее активная добыча велась в 60-е годы XX века.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы,
предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые экскаваторы укомплектовывались специальным приспособлением — путепередвигателем, умеющим передвигать
железнодорожное полотно.
Вот на всю эту красоту мы и выдвинулись посмотреть. Первое что надо заметить, при поисках не следует пользоваться советами местных жителей. Мы по дури своей пытались это сделать дважды. Второй раз, после получасового разговора с местной тётенькой, очень кстати лбезной, был сделан вывовод "почему немцы в 41-м до Москывы не дошли". В и-нете много вариантов с маршрутами, вот наш: прямо до упора по Инициативной улице, далее по просёлку мимо Ягодного, перед воротами дачного кооператива есть развилка налево, далее на горку карьера левееи до упора до узкоколейки. Здесь КПП, на котором шлагбаум, заботливо открытый за 300 руб. "с машины". Далее дорога одна, с собой лучше иметь мелкие купюры. Такса за "войти внутрь" абзатцера и экскурию - 100 руб. с человека. Ехали на ТЛС-150, снегопады были немалые, после поворота у дачь - целина, впрочем долезли легко, но на пузотёрке не проехать конечно.
А вот и первое чудо - шагающий драглайн НКМЗ ЭШ-11/70 с 70-и метровой стрелой и ковшом в 11 кубов. Нат стрелу можно легко подняться.
Около "главного" гиганта стоит тот самый путепередвигатель.
Абзатцер TAKRAF ERs 710 хорош. Он, как и шагающий эксковатор до сих пор работают в летний сезон. Добывают песок. Верхний слой идет на стройматериалы, нижний, кварцевый, на производство стекла. Фосфориты остались за безнадобностью, поскольку они используются в удобрениях для хлопка, который весь растёт в средней азии и толи не удобряется, толи удобрения закупают в другом месте.
Всем понравилось, думаем вернутся летом. Посмотреть как эксковатор шагает, к тому же в карьерах можно поискать окаменелости.
(С) Я 17.01.2016 г.