Рим 7-14.05.2014, часть 1, Музейная.

1. Подготовка и дорога.

Обычно поездки мы планируем заранее, так было и здесь, но вот решение о поездке было принято спонтанно. Зайца! долго упиралась всеми ушами и всё решилось в последний момент. По дням прикинули, что всё равно попасть везде, где хочется не удастся, и разбили примерно, а уже по месту переставляли по обстоятельствам и погоде. Билеты взяли на Алиталию, 14 тысяч рублей на человека туда-обратно, недорого и по пересадочным посмотрел всё не сильно дешевле, но долго как то.

С отелем получилось посложнее. В это время было всё или очень дорого или занято наглухо. По совету друзей, неоднократно бывавших в Риме, забронировали апартма недалеко от вокзала Термини. Сайт по бронированию квартир в Риме. Район конечно слабоват, но Зайце! понравилась квартира с видом на внутренний сад, и в общем то, получилось хорошо. Плюс в удобной транспортной развязке по соседству и к тому же в соседнем здании оказался супермаркет, а у нас - кухня. Так мы и завтракали "дома" вкуснейшими салатами из овощей, яичницей и жаренным мясом. Да Зайца! еще купила ручную соковыжималку, которую потом домой увезли, и пили вкуснейший свежевыжатый сок из красных апельсинов.

Из Москвы вылет в 14-15, в пути 3-45. Долетели без происшествий, единственный минус, самолет среднемагистральный Аэробус и в нем поменьше места, чем в тех, что на дальняк летают. И кресло неудобное для меня. Четыре часа по ощущениям как десять в Азию. И еще нам всё время везет на "активных" соседей. На этот раз сзади сидела противная семейка, которая весь полёт кудахтала как тупая куча кур. Неужели люди не понимают, что когда ты, ничего из себя не представляя, корёжишь умника, это очень смешно и всех раздражает?

Из самолёта вышли очень быстро, итальянский пограничник только мельком посмотрел на визу и через секунду поставил штамп, багаж уже "катался" и мы оказались на улице минут за десять. Долго думали как ехать. На такси не спортивно, выбирали между поездом и автобусом. Поезда как то тоже не часто ходят, раз в полчаса. Выбрали автобус. Довод был - день всё равно почти потерян, а вечером нас ждал ужин с друзьями, поглазеем из окна. Купили билеты по 5 евро с носа, там как я понял три кампании, или больше?, у всех разное расписание и билеты... Выяснилось это только на остановке автобусов. Очереди на все очень большие, а не сев на свой автобус есть шанс простоять час.. Поскольку билет у нас был, мы сели, а вот те кто рассчитывал купить его при посадке сели не все.

Ожидания от поездки на автобусе не оправдались. Несмотря на то, что ехали мы и рядом с Ватиканом и рядом с Колизеем, попадались всё убогие районы с развалинами мусором и эмигрантами. Так испортилось моё, по крайней мере, первое впечатление о Риме, которое было тут же залито пенным напитком на всякий случай.

Карта-тряпочка Рима здесь
Схема транспорта здесь

2. День первый. Музей, фонтан и дырка в крыше.

Решив пропустить вечер первого, ознакомительного дня, перешел сразу к содержательной части. Пока Зайца! спала, я сгонял в магаз и накупил всякой вкусности. Завтрак проходил с жаренным тончайшим мясом, яичницей-глазуньей, вкуснейшими сладкими черри, сочным огромным перцем, свежим луком, толстокожими ароматными огурцами, которые я почистил, нарезкой из острой колбасы и мягкого и очень вкусного сыра и свежими булками. Позавтракав двинулись в сторону площади Республики и музея в Палацио Массими, в который нам обломился халявный билет. Заодно поясню, почему так карта выглядит. Это скан из "Оранжевого" гида, который сам годится только на растопку печи, но карты получше я так и не нашел и "ходил" по ней. Карта истрепалась, к тому же неудобная. Транспорт на ней хрен найдешь. Ну что есть. Начинаем от площади Республики.

01 Площадь Республики (Piazza della Repubblica)

Чего в Риме много, так это фонтанов. Остального там конечно тоже много, но первый фонтан встретился нам сразу.

01 Фонтан делла Наяди(Piazza della Repubblica)

Фонтан установлен в 1901 году, автор Марио Рутелли. Четыре обнаженные бронзовые нимфы опираются на существа, символизирующие разные водные стихии: морской конёк - океан, водная змея - реку, лебедь - озеро, ящерица - подземные воды. Позже, в 911 году, в середине установили Главка, морского бога, символизирующего победу над враждебными силами природы.

Чего еще много - египетских обелисков, первый из попавшихся как раз здесь.

01 Обелиск Догали(Via delle Terme di Diocleziano)

Метро в Риме наиболее быстрый транспорт, но есть и недостатки. Линий всего две и проходят они по сторонам от исторического центра. Из большинства мест просто нет варианта поехать на метро. И станции смешные, короткие очень. Самый лучший пример - Термини и Площадь Республики. Формально они на разных площадях, а по факту выглядит это так, что выход из одной станции с одной стороны площади, из другой соответственно с другой. Именно между ними и находится одно из отделений Национального музея.

02 Палацио Массимо, филиал Национального музея (Palazzo Massimo, Piazza dei Cinquecento, 67)

Здание дворца построено на месте виллы Сикста V в 1883-1887 годах и использовалось под иезуитский колледж. Архитектор Камило Пиструччи. В 1981 году здание было выкуплено правительством под музей и после реконструкции 1981-1997 годов здесь расположились экспонаты с II века до н.э. по IV век н.э.
На верхнем этаже находятся росписи и мозаики из различных вилл, раскопанных в Риме и окрестностях. Фрески из столовой виллы Ливии в Прима-Порта украшены деревьями, цветами и фруктами и создают эффект присутствия в саду, росписи из виллы Фарнезина - интерьеры детской, в светлых тонах, и взрослой спален, в последней множество эротических сюжетов в красных тонах. Количество и качество мозаик просто непередаваемо.
Этажами ниже расположились римские статуи, саркофаги и римские же копии античных греческих статуй. Внизу, за толстенными стенами, потрясающее по количеству и качеству собрание монет и единственная найденная в Риме мумия ребенка.

Напротив стоит Памятник Иоанну Павлу II.

В двух минутах ходьбы еще один филиал музея, причём вход по тому же билету (комбинированный билет включает в себя 4 объекта, и действует два дня).

03 Термы Диоклетиана, филиал Национального музея (Terme di Diocleziano, Viale Enrico De Nicola, 79)

Строительство терм началось в 298 году, во времена правления Диоклетиана, известного тем, что замучил тысячи христиан, а в 305 году они были торжественно открыты. Комплекс занимает площадь в 13 гектар и вмещал до 3000 человек. Говоря современным языком, термы - это бани, но не только. Фактически это гигантский фитнес-центр, в который входили собственно бани различного вида и температуры, бассейны, так называемые фригидарии - прохладные помещения для того, чтобы остыть, сады с фонтанами и павильонами, даже библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений. Тут состоятельные граждане проводили дни напролёт. Мылись, отдыхали, занимались спортом, устраивали деловые встречи, заключали сделки, назначали свидания, пользовались услугами проституток, в общем всем тем, чем так любят заниматься предприниматели в банях и сейчас, только размах был побольше. Да и в древнем Риме они были самыми большими. Вода к термам подавалась тремя акведуками и хранилась в специальном резервуаре, который к сожалению был разрушен при строительстве вокзала Термини.
Сейчас часть Терм Диоклетиана занимает Национальный музей, включающий в себя также бывший монастырь картезианцев с клуатром (крытой галареей), спроектированным Микельанджело, на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Экспозиция здесь не столь впечатляющая, но зайти стоит.

Возвращаемся на площадь республики и заходим в базилику. Внутреннее убранство очень богато и никак не соответствует внешнему виду.

03 Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri, Piazza della Repubblica)

Базилика построена в 1560-1566 годах на развалинах Терм Диоклетиана, которые отчасти послужили строительным материалом. Заказчиком постройки выступал папа Пий IV, а архитектором сам Микеланджело. Архитектор отказался от фасада и снаружи церковь выглядит как развалины. Фасад правда появился после реконструкции XVIII века, но был разобран уже в XX веке. После реконструкции бывший боковым вход с площади Республики стал главным, был перенесен и алтарь. В 1564 году Микеланджело умирает и проект завершал Джакопо Ло Дука.
Интересный факт. В церкви по полу трансепта проходит "линия Климента", бронзовая полоса длинною 91 метр, созданная в 1702 году Франческо Бьянкини. Это фактически меридиан, пересекающий Рим на широте 15 градусов. Сделанный по заказу папы Климента XI, он служил для проверки точности вновь введенного Грегорианского календаря, определения даты наступления Пасхи, и по нему до конца XIX века сверяли часы города Рима. В полдень, вернее в 12.15 (13.15 по летнему времени), луч солнца, падающий из отверстия в куполе, направлен строго вдоль линии меридиана.

Рядом находится планетарий, который некогда был тоже был частью Терм Диоклетиана.

03 Планетарий (Planetarium, Via Vittorio Emanuele Orlando

Двигаемся в сторону Piazza San Bernardo. На площади находится сразу три интересных объекта. К нашему огромному огорчению на творение Бернини посмотреть не удалось, надо было ждать больше часа, а маршрут возврата не предполагал..

04 Церковь Санта-Сюзанна (Chiesa e Monastero Sants Susanna, Via 20 Settembre, 14)

Первый храм на этом месте был построен в IV веке, но от него ничего не сохранилось. Храм неоднократно перестраивался, сегодняшний облик является результатом перестройки 1603 года, проводившейся под руководством Карло Мадерна. Во многих пособиях по истории искусств Санта-Сусанна упоминается как первый в истории пример архитектуры барокко, а её фасад как первый пример фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом, ордерами.
Церковь Санта-Сусанна является титулярной церковью кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Сусанна с с 25 мая 1985 является Бернард Фрэнсис Лоу - американский кардинал.

04 Церковь Санта-Мария-делла-Витториа (Chiesa Santa Maria della Vittoria, Via 20 Settembre, 17)

Храм построен в 1605 году по заказу ордена босоногих кармелитов, архитектор Карло Мадерна, как и соседка выполнена в стиле барокко. Изначально церковь была посвящена св. Павлу, однако после победы католиков над протестантами на Белой горе под Прагой в 1620 году переосвящён в честь Богоматери, небольшой иконе которой было приписано чудесное вмешательство в ход битвы. С того времени икона хранится в этой церкви.
В настоящее время церковь получила известность благодаря скульптуре Бернини "Экстаз святой Терезы" расположенной в капелле Корнаро, которая считается триумфом барокко.

04 Фонтан дель Аква Феличе (фонтан Моисея) (Fontana Dell'Aqua Felice, Via 20 Settembre)

Построен в 1587 году архитектором Доменико Фонтана. Своим официальным названием обязан окончанию здесь акведука Феличе, построенного по приказу папы Сикста V (Феличе Перетти), много сделавшего для благоустройства Рима, и в частности, снабдившего чистой водой этот район. Второе название, неофициальное, но прочно прилепившееся, Фонтан Моисея, досталось ему от центральной скульптуры Моисея, иссекающего воду из скалы. Фигура непомерно велика, пропорции искажены, про автора доподлинно не известно, но считается что это работа рук толи Просперо Бришиани, толи Леонардо Сормани и считается неудачной попыткой скопировать статую Моисея работы Микеланджело из церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Скульптура получила массу всевозможных эпитетов, а местные с удовольствием рассказывают, что когда её открывали, Моисей скорчил недовольную гримасу своим бездарным ваятелям.
Боковые барельефы изображают сюжеты из ветхого завета, в которых Аарон ведет израильтян к воде, а Иисус Навин переводит израильский народ через красное море. Внизу четыре льва, копии египетских оригиналов, хранящихся в музее Ватикана.

Дойдя до площади Барберини, поднялись чуть вверх до Санта-Мария-Делла-Кончеционе, где расположилась крипта и музей капуцинов.

05 Церковь Санта-Мария-Делла-Кончеционе (Chiesa di Santa Maria della Concezione, Via Veneto, 27)

Церковь построена Антонио Казони в 1626–1631 годах по заказу Антонио Барберини, брата папы Урбана VIII, кардинала и приверженца ордена капуцинов. Антонио покоится под простой каменной плитой близ алтаря с надписью "Здесь лежит пыль, прах, и ничего больше".
Интересна церковь прежде всего своей криптой, пять капелл которой "украшены" мозаикой из черепов и костей монахов, умерших здесь на протяжении ста лет. Всего в крипте около 4 тысяч скелетов, некоторые из которых целые и даже одеты в костюмы, так выглядит например принцесса рода Барберини, умершая в младенчестве.
Крипта встречает посетителей надписью на латыни "Вы те, кем были мы. Мы те, кем вы станете". Memento mori. Памятник смерти. Из прочего в музее есть забавные экспонаты, мне очень понравилась реконструкция одеяний монаха-капуцина.

Вплотную к площади стоит неприметный питьевой фонтан. А тем не менее это творение Бернини, пусть и не самое значимое, а может быть и наоборот, самое незначительное. Кстати из всех фонтанов для питья в Риме можно реально пить! Вода в них чистая и вкусная. Интересно и то, что этот фонтан - первое что мы увидели в Риме, когда днем ранее вышли из метро в сторону фонтана Треви, чтобы покушать.

05 Фонтан пчёл (Fontana delle Api, Piazza Barberini)

Фонтан построен в 1644 году Джовани Лоренцо Бернини в честь папы Урбана VIII Барберини. Композиция из трех пчел, если кто не заметил, сидящих и возможно пьющих воду из раскрытых створок раковины отсылает нас к гербу рода Барберини - три золотые пчелы на синем фоне. Сооружение не впечатляет, а злые языки говорят что пчелы больше похожи на крабов. На створке надпись "Вода пригодна для утоления жажды людей и животных".

На самой площади расположено еще одно творение Бернини, но уже побольше размером и посимпатичней.

06 Фонтан Тритона (Fontana del Tritone, Piazza Barberini)

Фонтан сооружен в 1642 году для папы Урбана VIII (Маффео Барберини) около его дворца. На четырёх дельфинах стоит огромная раковина, на ней статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины поменьше струю воды. Между хвостами дельфинов размещены папская тиара, ключи св. Петра и фамильный герб Барберини.

06 Площадь Барберини (Piazza Barberini)

Дальше переулками доходим до фонтана Треви, одной из самых расшарманенных достопримечательностей Рима. Мой товарищ божился, что видел в руках янки карту, отпечатанную чуть ли не типографским способом с пятью жирными кружками и одна из точек - фонтан Треви. Найти его точно легко. С утра до ночи фонтан окружает толпа народа.

07 Фонтан Треви (Fontana di Trevi, Piazza di Trevi)

Это самый большой и известный фонтан Рима. Построен он по римским меркам недавно, в 1731-1762 годах, данные о времени постройки несколько расходятся. Архитекторами этого сооружения выступили Никола Сальви и Пьетро Браччи. Первоначально фонтан обозначал конец акведука Аква Вирго, построенного в 19 году до н.э., имя которому дала легендарная девственница. Девушка, указывающая римским солдатам на источник, изображена на одном из барельефов. В центре самого фонтана - Океан, выезжающий на раковине, запряженной тритонами и гиппокампами (конь с рыбьим хвостом).
Фонтан всегда окружен толпой народа, любимое занятие туристов здесь фотографироваться на память и бросать монетки стоя спиной к фонтану правой рукой через левое плечо. Одна монетка - все хотят вернуться суда еще раз, две - рассчитывают на свидание, три - на свадьбу, четыре - на кучу денег, пять - на разлуку. Не знаю, зачем последнее, но по всей видимости примета тщательно укрепляется в умах туристов римскими властями, ведь в день отсюда извлекают по 1500 евро.
Традиция кидать монеты в чашу бассейна появилась еще во времена папы Урбана VIII, когда жители Рима, бросали деньги в недостроенный фонтан, чтобы побыстрее завершить его строительство. Фотографировать фонтан лучше утром, солнце будет у Вас за спиной.
Фонтан своей чашей примыкает к задней стене дворца Поли, известного в основном благодаря тому, что здесь жила княгиня Зинаида Волконская.

Около фонтана две церкви, Санти-Винченцио-э-Анастазио затянута лесами, к сожалению. Вторая - миниатюрная Санта-Мария-ин-Тривио.

07 Церковь Санта-Мария-ин-Тривио (Chiesa di Santa Maria in Trivio, Piazza dei Crociferi)

Санта Мария на развилке трех дорог как будто вгрызлась своим фасадом в рядом стоящее здание. Архитекторам и художникам тут пришлось немного схитрить - и снаружи и изнутри некоторые окна фальшивые. Автор потолочных росписей, сюжетов из Нового завета, Антонио Герарди.

Двигаемся в сторону площади Сан-Сильвестро. По дороге встречается пара симпатичных церквей, похожих фасадами друг на друга.

08 Церковь Санта-Мария-ин-Виа (Chiesa Santa Maria in Via, Via del Mortaro, 24)

Церковь впервые упоминается в X веке. Была восстановлена и расширена при папе Александре IV (1254-1261), чтобы поместить туда икону Девы Марии, найденную на этом месте в колодце кардиналом Пьетро Капоцци в 1256 году. В 1594 она была полностью перестроена по проекту Джакомо делла Порта и Каприяны Франческо да Вольтерра. Фасад был завершен Карло Ринальди.

08 Церковь Святых Клаудио и Андреа Бургундов (Chiesa SS. Claudio e Andrea dei Borgognoni, Via del Pozzetto)

Район площади Сан-Сильвестро был заселен выходцами из Бургундии, эмигрировавшим после тридцатилетней войны. В 1662 году рядом с церковью, построенной на средства бургундского братства, появляется хоспис для паломников. В 1726 году старая церковь была снесена, а в июне 1728 года начались работы над новым зданием, спроектированным Себастьяно Киприани, завершал же работы Антуан Дэрисет. Церковь была освящена в 1731 году во имя мучеников третьего века, святых Клаудио и Андреа. Статуи святых размещены на фасаде.

На самой площади хорошо посидеть и отдохнуть на скамеечке. Тут находится очень красивая Сан-Сильвестро-ин-Капите и центральный почтамт.

09 Церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите (Chiesa San Silvestro in Capite, Piazza di San Silvestro, 17A)

Церковь была построена на руинах античного храма Солнца в VIII веке. Название "in capite" означает что в храме хранится часть головы Иоанна Крестителя. Церковь была перестроена в конце XVII века в стиле барокко, но сохранила средневековые колокольню и портик.
Церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите со 21 февраля 2001 года является ирландский кардинал Десмонд Коннелл.

09 Центральный почтамт (Poste Italiane, Piazza di San Silvestro, 19)

Переходим с одной площади на другую - площадь колонны. Здесь есть на что посмотреть, к тому же здесь Колонна, ода из самых красивых, по-моему, вещей в Риме. На площади есть еще пару палацио, но свет оба раза, когда мы проходили был неудачный. В одном из них - палацио Киджи, находится резиденция премьер-министра.

10 Церковь Сан-Бартоломео и Алессандро Бергамских (Chiesa dei Bergamaschi San Bartolomeo e Alessandro, Piazza Colonna)

Первоначально церковь называлась Санта-Мария-делла-Пьета (благочестие), по высокому рельефу над входом. Настоящая Санта-Мария-делла-Пьета находится в Ватикане. В 1591 году здесь была часовня, построенная падре Ферранте Руисом для больницы Пацарелли, первого сумасшедшего дома Рима. Когда его перенесли в 1720-х годах, церковь была отдана братству Бергамо, которое восстановило её в 1731-35 годах по проекту Джузеппе Валвасори. Здесь похоронен кардинал Джузеппе Алессандро Фуриетти, антиквар и уроженец Бергамо.

10 Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio, Piazza Colonna)

Скопированная с колонны Траяна, колонна Марка Аврелия была установлена в 180 году, после смерти Марка в ознаменовании его побед над варварами. Высота самой колонны около 30 метров, диаметр 3.7 метра. Она состоит из 27 или 28 цилиндрических блоков, покрытых 20 витками барельефов, изображающих войны с германцами и сарматами. В 1588-1589 годах колонна была восстановлена Доменико Фонтана по указанию папы Сикста V, при этом статуя на вершине колонны была заменена. Марка Аврелия сменил св. Павел.
Колонна интересна не только снаружи, но и внутри, ку это ни странно. Сложно себе представить, но она полая и там лестница с почти двумястами ступенями. В средние века подъем на колонну был популярным аттракционом и за право взимать с зевак плату устраивали аукцион.

10 Галерея Альберто Сорди (Galleria Alberto Sordi, Piazza Colonna)

11 Обелиск Монтечиторио (Obelisk of Montecitorio, Piazza di Montecitorio)

Обелиск, бывший некогда деталью гигантских солнечных часов императора Августа, был установлен в 1789 году.

Площадь Колонны переходит в площадь Монтечиторио, здесь тоже всегда людно, только это не туристы. Тут вечно дежурят журналисты в надежде поймать кого-то из политиков и всевозможные протестующие.

11 Палаццо Монтечиторио (Palazzo Montecitorio)

Постройку дворца для кардинала Лудовико Людовизи, племянника папы Григория XV, начинал сам Бернини. После смерти папы строительные работы были приостановлены и возобновлены только при папе Иннокентии XII, но уже Карло Фонтаной и завершен в 1694 году. Построен дворец в стиле барокко и размещалась в нём папская курия (трибунал). В XVIII веке дворец занимал папский наместник Рима. В 1871 году дворец был выбран для размещения Палаты депутатов итальянского парламента и был перестроен архитектором Эрнесто Базиле в стиле модерн. В 1927 году здание, после очередной реконструкции, приобрело второй фасад.

Поплутав по переулкам вышли к небольшой и очаровательной площади, на которой стоит одноименная церковь.

12 Церковь Сан-Сальваторе-аль-Капела (San Salvatore alle Coppelle, Piazza delle Coppelle)

Надпись на стене церкви свидетельствует, что она была освящена папой Целестином III 26 ноября 1195, хотя не исключено, что эта запись относится к восстановлению, а не к фактическому строительству церкви. В 1404 папа Иннокентий VII передал церковь университету Шорно, которому она и принадлежала течение трех столетий. Церковь была перестроена в 1750 году, по проекту архитектора Шарлья де Доминициса, в 1858-60 годы были утрачены две фрески 1195 года. Колокольня церкви, построенная во время реставрации в XII веке, сейчас частично вмонтирована в соседнее здание. Надпись о освящении можно увидеть внутри с правой стороны. С 31 марта 1914 года в здании находится румынская церковь.

Двигаемся в сторону Пантеона. По дороге встречаем еще одну церковь с интересным фасадом (вот чего здесь по настоящему много, так это церквей).

13 Церковь Санта-Мария-Магдалена (Chiesa Santa Maria Maddalena, Piazza della Maddalena, 53)

Церковь построена в 1735 году, с фасадом в стиле рококо. В XVII-XVIII веках всё внутреннее пространство было покрыто росписями от поли и до купола.

Выходя к Пантеону сразу понимаешь, что перед тобой не просто старая постройка, а древняя. В нем практически ничего не изменилось с античных времен, так что это лучшее место для того, чтобы представить как это было две тысячи лет назад. Только не надо сюда водить северные народы, если не хочешь конечно получить комментарий типа "какая большая юрта".

14 Пантеон (Pantheon, Piazza della Rotonda)

Первый "Храм всех богов" на этом месте был построен в 27-25 году до н.э. Марком Випсанием Агриппой. От него, как это ни странно, осталось практически только одна надпись на фризе пронаоса "M. Agrippa L. f. cos. tertium. Fecit" — "Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил". Первый Пантеон сгорел в 80 году н.э., но был восстановлен Домицианом, а затем и повторно горел, после удара молнии, уже во время правления Траяна. У нас бы это сочли дурным знаком, но римляне вновь восстановили его. "Реставрация" Адриана 126 года проходила "по-лужковски". Постройку, включая фундамент, сделали заново, а надпись вернули на место.
Здание Пантеона было для тех времен сложнейшей постройкой, потребовавшей от строителей применения массы передовых приёмов и надо заметить им удалось построить на редкость красивое и прочное здание, прошедшее проверку временем. Толщина стен 6.2 метра имеют сложную и продуманную структуру, позволяющую выдерживать огромные нагрузки. Пол и стены выложены гранитом, мрамором и порфиром, в 1747 году часть облицовки сверху была удалена. Самое интересное место - кессонный купол. Высота до пола составляет 43.20 метров, столько же, сколько и внутренний диаметр ротонды. В куполе - круглое отверстие, окулус, диаметром 9 метров и это единственный источник света. В конструкции купола, также как и стен, был применен бутон с добавками туфа и пемзы для облегчения конструкции. О его строительстве ходит легенда: во время строительства храм заполняли землей, перемешивая ее с монетами, когда крыша была достроена, Император объявил, что любой, взявший землю из храма и нашедший в этой земле монету может оставить её себе. Вскоре храм оказался пуст. В нем не было ни людей, ни земли. Мне же нравится больше идея с деревянной формой на подпорках.
Были у храма и более поздние дополнения и изменения. Крыша была покрыта свинцовыми пластинами. Папа Урбан VIII снял позолоченные пластины с крыши портика что послужило поводом для знаменитого пасквиля: "что не сделали варвары — сделали Барберини". Он же велел Бернини пристроить к Храму, который стал к тому времени католическим, освященным во имя Святой Марии и всех Мучеников христианских, благодаря тому, что Храм подарили папе Бонифацию, две колокольни. Сооружение оказалось нелепым и народ быстро прозвал его "ослиными ушами". Пристройка правда просуществовала недолго и ее снесли, но она таки успела "отметится" на картине художника Бернардо Беллотто. Бронза, снятая с Пантеона, кстати, пошла на украшения Балдахина, сделанного Бернини для Собора св. Петра.


Купол и Окулус.

Гробница Рафаэля.

Гробница Виктора Эммануила II.

На площади, напротив Пантеона стоит очередной фонтан, участвующий сразу в двух "номинациях" и фонтан и обелиск.

14 Фонтан Пантеона (Fontana del Pantheon, Piazza della Rotonda)

Построен 1575 году Леонардо Сормани по проекту Джакомо делла Порта. В 1711 здесь появился египетский обелиск времен Рамзеса II, привезенный в Рим еще в I веке и стоявший ранее у храма Исиды на римском Форуме. Инициатором перемещения был папа Климент XI, благодаря ему же появились и дельфины. В 1886 году оригиналы скульптур были заменены на копии и отправлены в музей - дворец Браски (Palazzo Braschi). Перед фонтаном всегда людно. По слухам на площади готовят самый вкусный кофе в Риме и еще здесь подают оригинальный аперетив Sanbitter красного цвета.

Обойдя Пантеон выходим на небольшую площадь Минервы, где находятся сразу два объекта, достойных внимания: слоник, с непомерно длинным хоботом, работы Бернини и Базилика Санта-Мария-Сопра-Минерва, нашпигованная произведениями искусства.

15 Базилика Санта-Мария-Сопра-Минерва (Basilica di Santa Maria Sopra Minerva, Piazza della Minerva, 42)

На месте церкви ранее был предположительно храм Минервы, построеный Помпеем в I веке до н.э. В VIII веке этот участок заняли греки с согласия папы Захария, а в XIII веке здесь построили существующую поныне церковь доминиканцы. Строительство продолжалось с 1280 по 1370 годы. Доминиканцы, называвшие себя "псами господними" (Domini canes), известны своим яростным преследованием кретиков. Так вот в этом храме, или около него, проходили заседания, на которых еретики отрекались от своих убеждений. В числе прочих были Галилео Галилей и граф Калиостро.
Церковь является единственным готическим храмом Рима, хотя снаружи так и не скажешь. Внутреннее же убранство очень богато, но здесь тоже надо быть сдержаным. Многое является результатом реставрации XIX века.
Из произведений можно выделить "Воскресшего Христоса" Микеланджело, слева от алтаря, на статуе, нагой изначально, впоследствии появилась набедренная повязка - результат возмущения служителей культа. Справа, в капелле Карафа, росписи Филиппино Липпи, в капелле Франджипани росписи Беато Анджелико и его же гробница, в третьей капелле справа росписи Перуджино, в пятой капелле - Антониаццо Романо. Также здесь похоронены папы Павел IV, Урбан VII, Лев X и Климент VII.
Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва является титулярной церковью кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Мария-сопра-Минерва с 21 февраля 2001 является Кормак Мёрфи-О’Коннор - британский кардинал.

15 Обелиск Санта-Мария-Сопра-Минерва (Piazza della Minerva)

Композиция из слона и египетского обелиска, привезенного как военный трофей, первоначально предназначалась для установки перед дворцом Барберини. Слона по проекту Бернини изваял Эрколе Феррата в 1667 году.

Пройдя вокруг Минервы, переулками выходим на площадь св. Игнатия. Она просто окружена историческими постройками.

16 Церковь Сан-Макуто (Chiesa San Macuto, Via del Seminario)

16 Церковь Сант-Иньяцио-ди-Лойола (Chiesa di Sant Ignazio di Loyola, Via del Caravita, 8a)

Церковь была построена по заказу папы Григория XV в 1626-50 годах по проекту Карло Мадерна. Посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 году и является одной из основной церковью ордена иезуитов в центре Рима. У храма отсутствует купол, однако он был нарисован на потолке в 1690 году Андреа Поццо. Роспись конечно замечательная, но то что купол похож на купол видно только с одной точки, с других же иллюзии не получается. Церковь Сант-Иньяцио-ди-Лойола является титулярной диаконией кардиналом-дьяконом с титулом церкви Сант-Иньяцио-ди-Лойола с 21 февраля 2001 является Роберто Туччи - итальянский кардинал.

16 Площадь Сант-Иньяцио (Piazza di Sant Ignazio)

Своим оформлением площадь обязана архитектору Филиппо Рагуцини, построившему в 1727-1728 годах несколько домов для представителей местной буржуазии в стиле римского рококо. В одном из зданий (по центру) сейчас располагается управление карабинеров.

День подошел к концу и мы занялись поиском еды. Неподалеку нашли прикольную кафешку с русским меню, это конечно было излишним, но так сложилось, а еда оказалась вкусной. Было ассорти из рыбы и морепродуктов на гриле (очень вкусная !!!), пицца "дьяволина" с острой колбаской (!!!), Сальтимбока аля романо (saltimbocca alla romana) - блюдо, считающееся местным, рулет, который назвать таковым можно лишь с натяжкой, а по факту кусок мяса сверху с ветчиной и шалфеем (по мне, так ничего особенного, попробовал и забыл !), тирамису на десерт (вкусно !!), кофе, вода, сок, пиво. Много. Счёт около сотни с чаевыми, обратно на трамвае до Термини и автобус до дома. Билеты на транспорт покупаются в газетных киосках, табачных и сувенирных лавочках, некоторых барах. Ориентир - вывеска ATAC, или спросить. Разовый стоит 1.5 евро, действует на 1 поездку в метро и 75 минут трамваев и автобусов без ограничения пересадок. Для нас было удобно. Есть еще на день - 6 евро и больше, мы посчитали что столько раз не наезжаем...

16 Улица Монтечатини (Via dei Montecatini, 12)

Первый день закончился, мы очень устали и самый остаток вечера провели за бутылочкой пива, на диване, строя планы на следующий день и смотря свои любимые передачки. Впрочем практически так и будет заканчиваться каждый день в Риме, меняться будут только фрукты и напитки.

(С) Я и Зайца! 7-14.05.2014 г.