Второй день решили целиком посвятить Колизею и форумам. Это совсем не много, как выяснилось. Подробный осмотр занимает большую часть дня и требует немалых физических сил. Добраться сюда проще, чем до многих мест в Риме. Прямо рядом с входом одноименная станция метро. Приезжать лучше утром, если нет электронного билета, очередь выстраивается быстро и она огромная. Простоять можно и час и больше.
Приехав первый раз в Рим начинать нужно отсюда. Это во-первых интересно по настоящему, во-вторых рационально. Можно купить комбинированный билет за 23 евро, дающий право аж 9 дней на посещение Колизея, форумов, палацио Массимо и Альтьемптс, терм Диоклетиана, крипты Бальби. Обычный билет действует 2 дня на Колизей и форумы на одно посещение и стоит 12 евро. Дети до 17 лет бесплатно.
У нас был один день и к тому же часть мест уже охватили, мы взяли разовые. Воистину потрясающее сооружение. Бывший кровавой ареной, крепостью, храмом и даже каменоломней Колизей потрясает своим величеством и дает массу впечатлений и кучу красивых фото. Хотелось бы посмотреть на него еще и в тёмное время суток, поскольку он еще и подсвечивается красиво, но на это времени у нас уже не было. На следующий раз оставим.
После самоубийства Нерона и восемнадцатилетней войны, сменившей нескольких императоров, к власти приходит Веспасиан. Стремясь стереть с лица земли последствия
правления деспота Нерона, он размещает в его Золотом дворце правительственные учреждения, а на месте пруда, недалеко от дворца, начинает строительство амфитеатра
для представлений, на которые мог попасть каждый. "Хлеба и зрелищ" так сказать, чем еще можно отвлечь массы? Начавшись в 72 году строительства Колизея продолжалось
до 80 года и закончилось уже во время правления сына Веспасиана императора Тита.
Изначальное его название, кстати, амфитеатр Флавиев, по родовому имени императора, а Колизеем он стал уже в VIII веке и пошло оно, вероятно, от огромной бронзовой
статуи императора Нерона, которую он сам себе поставил около Золотого дворца. При строительстве использовался труд десятков тысяч рабов, захваченных во время войны
в Иудее, которые добывали травертин и доставляли его из Тиволи в Рим.
Самый грандиозный античный амфитеатр с длинной наружного эллипса в 524 метров, поперечниками в 187.77 и 155.64 метров, длиной 85.75 и шириной арены 53.62 метров,
и высотой стен от 48 до 50 метров, вмещал до 50000 зрителей. Несмотря на такую заполняемость, зрители могли расположиться на местах за 15 минут, а покинуть Колизей
и того быстрее. Это достигалось за счёт 80 выходом и продуманной структуры внутренних проходов. Нижний ряд занимали император, его семья и весталки, естественно что
эти места размещались по центру с лучшим обзором. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой стулья, а на некоторых
местах были высечены имена сенаторов пятого века, служившие очевидно для обозначения принадлежности места тому или иному сенатору. Далее шли ряды для
привилегированного сословия всадников, граждан Рима, разделённых в свою очередь на две категории: состоятельных граждан, и малоимущих граждан. Во времена
правления императора Домициана, был пристроен еще один уровень для плебеев и женщин, еще выше места для рабов и иностранцев. Последние были стоячими. Примечательно
что представления были бесплатными для зрителей, но были те, кому вход в амфитеатр был запрещен. Это были могильщики, актёры и бывшие гладиаторы.
После окончания строительства празднования открытия Колизея продолжались 100 дней, на арене погибли сотни гладиаторов и тысячи зверей. На протяжении многих десятков
и даже сотен лет Колизей был главным увеселительным сооружением Рима. В 217 году правда он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра
Севера. В 248 году, при императоре Филиппе, здесь проходили представления в честь празднования тысячелетия Рима, а кровопролитные бои, несмотря на запрет в 405
году императора Гонория, продолжались до смерти короля Теодориха Великого в 526 году.
Смуты и нашествия варваров положили конец величию Колизея. С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, затем некоторое время он служил
ареной для боёв быков, а в 1349 году, после мощного землетрясения, началось его разрушение. Часть амфитеатра, особенно с южной стороны, рухнула. В последующие годы
увы его использовали как каменоломню, продолжая рушить. Из добытого здесь камня в Риме были построены несколько храмов, в том числе частично базилика св. Петра в
Ватикане, мостов, палаццио т.е. дворцов для местной знати. И тем не менее сколько еще осталось!
Лучшие времена настали только в XVIII веке, когда папа Бенедикт XIV водрузил на арене крест в память о мучениях христиан, которых впрочем здесь не убивали. Тем не
менее традиция охраны амфитеатра как памятника античной архитектуры была продолжена целым рядом понтификов. Сейчас он находится под охраной государства, постоянно
реставрируется и является одним из мест паломничества туристов.
Между Колизеем и Палантином стоит арка Константина, к сожалению частично в лесах.
Построена в 315 году императором Константином и посвящена победе над Максенцием, своим соправителем, в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Константин утверждал, что обязан победе явлению Христа, однако в арке это никак не отражено. Да и вообще большинство элементов арки взято из других мест. Статуи пленных даков и барельеф Марка Аврелия, раздающего хлеб бедным, взяты с форума Траяна.
Первое, что видно от и из Колизея - это храм Венеры и Ромы. Сюда мы и пошли первым делом.
Храм построен императором Адрианом на месте "вестибюля" Золотого дома Нерона в 135 году. Посвящен храм Роме, богине, покровительнице Рима, и Венере, матери Энея,
отца Ромула и Рема. Храм возведен на искусственном постаменте длиной 145 метров и шириной 100 метров, хороший был вестибюльчик, можно представить, какого размера
был сам дворец. Автором проекта храма был сам Адриан, за что его критиковал Аполлодор Дамасский, архитектор Траяна. Правда за критику он таки поплатился. Его
казнили.
Храм состоял из двух целл, с общей внутренней стеной. По началу целлы не имели апсид и были перекрыты балками параллельно пола, существующие остатки храма
относится к реставрации Максенция 307 года, когда он пострадал от пожара.
С обратной стороны к нему примыкает уже христианская церковь.
Святая Франциска, покровительница автомобилистов, была в XV веке основательницей общества набожных женщин, для помощи нуждающимся. В 1608 году она была
канонизована, после чего в ее честь назвали церковь, ранее носившую имя Санта-Мария-Нова.
В VIII веке на этом месте стояла оратория, перестроенная во второй половине X века в ныне существующую церковь. В начале XVII века, по проекту Карло Ламбарди,
были возведены новые фасад и портал из травертина.
Справа от входа в церковь неприметная дверь. Это вход в музей, который оказался закрыт. А жаль.
Бывший монастырь при церкви Санта-Франческа-Романа. Сейчас здесь музей, в экспозиции которого находки археологов с раскопок Римского форума. Можно увидеть погребальные урны, гробницы, артефакты из захоронений, а также фрагменты статуй и архитектурного декора. На момент нашего визита (май 2014) был закрыт на реконструкцию.
Первое, на что натыкаешься на "священной дороге" - арка Тита.
Построена Домицианом, братом Тита и сыном Веспасиана вскоре после смерти Тита в 81 году в память о взятии Иерусалима в 70 году. Надпись на арке гласит: "Senatus populusque romanus divo Tito divi Vespasiani f(ilio) Vespasiano Augusto" - "Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу". Упоминание Тита как "божественного" означает, что в то время, когда делали эту надпись, император был мертв. Часть девиза, SPQR, изображена в Риме повсюду.
Следующие по ходу величественные развалины - Базилика Максенция и Константина, бывшая когда то самым большим строением форума.
Здание базилики заложено в 308 году императором Максенцием, а закончено в 312 году его преемником Константином. Оно построено на месте склада специй, пряностей и
лекарств. Здание имело большой центральный неф, площадь которого превышала 4000 квадратных метров. Его покрывали три крестовых свода, которые поддерживали восемь
колонн размером почти 15 метров. Два крыла имели цилиндрические своды и кессонные потолки. Высота сводов составляла 39 метров. Внутри стены базилики были украшены
мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором.
В западной апсиде была установлена статуя императора Максенция, которая после его смерти была заменена гигантской статуей из мрамора и бронзы императора
Константина. Во внутреннем дворе палаццо Консерваторов на Капитолийском холме хранятся голова и ступня этой статуи, длина которой 2 м.
В базилике помимо поклонения богам, проходили заседания городского совета, назначались деловые встречи. Во время Олимпийских игр 1960 года под древними сводами
проходили соревнования по греко-римской борьбе.
Двигаясь дальше по Виа Сакра встречается Храм Ромула и Храм Антониана и Фаустины. С этого места мы чуть вернулись назад и повернули на Палантин.
Храм построен императором Максентием в честь своего умершего сына Валерия Ромула в 307 году. В VI веке храм, вместе с некоторыми другими постройками, был превращен в часть Базилики Косьмы и Дамиана. Сохранились оригинальные бронзовые ворота, перед которыми стоят две колонны из порфира.
Остготский король Теодорих Великий и его дочь Амаласунта в 527 году подарили папе Феликсу IV форумскую библиотеку Пасис с языческим храмом Ромула, сына императора Максенция, папа объединил оба здания и, в противовес процветавшему в этой части Рима культу Кастора и Поллукса, освятил храм в память греческих братьев Косьмы и Дамиана. Апсида храма была украшена римско-византийской мозаикой, изображающей Второе пришествие Христа. В IX веке в церковь были перенесены тела святых Марка и Марцелиана, где они были вновь открыты в 1583 году, во время правления папы Григория XIII. В 1632 году папа Урбан VIII занялся восстановлением храма. Во время работ, спроектированных Орацио Торрианаи и которыми управлял Луиджио Аригуччи, чтобы уровень пола был поднят на семь метров, сравнявшись с Кампо Ваччино, что позволяет избежать проникновения воды.
Храм построен Антонином Пием в честь жены Фаустины в 141 году, в год ее смерти и обожествления. После смерти самого императора в 161 году, храм был посвящен также
самому Антонину. Надпись на архитраве гласит: Divo Antonino et Divae Faustinae ex S(enatus) c(onsulto) - Божественному Антонину и Божественной Фаустине по решению
Сената.
В центре храма находятся кирпичные остатки древнего алтаря. Шесть больших колонн из каристийского мрамора из Эвбеи с прожилками, высотой 17 метров, с коринфскими
капителями из белого мрамора, формируют фасад, за ними следуют другие колонны, по две с каждой стороны. Целла построена из блоков вулканического туфа. По обеим
длинным сторонам целлы мраморный фриз с изображениями грифонов и растительным орнаментом.
В XI веке храм переделали в церковь св. Лаврентия (San Lorenzo in Miranda), что и помогло ему неплохо сохраниться до наших дней.
Первое что нам попалось на пути по Палантинскому холму это Фонтан дель Театро, примыкающий к садам Фаринезе.
По дороге попадаются развалины неустановленного храма, возможно посвященного когда то Юпитеру Статору.
Пройдя под арочку двигаемся обратно, в сторону Колизея, но по холму. Первое что попадается на пути - Церковь Сан-Себастьяно-аль-Палантино.
По преданию, церковь была построена на месте мученичества святого Себастьяна. На самом деле, церковь была построена на месте храма, посвященного сирийского бога
солнца. Некогда здесь находился Палладиум и церковь была также известна как Санта-Мария-Паллара.
Первое здание было построено в X веке, однако современное возникло при реконструкции 1624 года, проведенной папой Урбаном VIII. Во время этих работ были сохранены
оригинальные фрески апсиды, изображающие Христа между свв. Лаврентия и Стефана, свв. Себастьяна и Зотика как дьяконов, Мадонну и ангелов.
Церковь Сан-Себастьяно-аль-Палантино является титулярной диаконией кардиналом-дьяконом с титулом церкви Сан-Себастьяно-аль-Палантино с 18 февраля 2012 года
является Эдвин Фредерик О'Брайен - американский кардинал. Диакония создана в 1973 году Папой Павлом VI.
Церковь стоит на месте, бывшем храмом бога солнца, от которого рядом остались развалины.
Марк Аврелий Антонин Гелиогабал или Элагабал, римский император из династии Северов, правивший с 8 июня 218 по 11 марта 222 года, построил на Палантине храм в честь сирийского бога солнца. Здесь же было помещено изображение чёрного камня, олицетворяющее этого бога. Император ежедневно совершал здесь богослужения в присутствии всех должностных лиц Рима, в сирийском костюме и с раскрашенным лицом. Своими нововведениями он нанес существенный вред римской религии.
На самом краю холма небольшое место, где недавно проходили раскопки.
Раскопки, проходившие с 2009 года, выявили здание, круглое в плане, 16 метров в диаметре. Здание окружено столбами 4 метра в диаметре. От него радиально отходят два ряда по восемь аркад, образуя два наложенных друг на друга уровня, на имеющих аналогов в римской архитектуре. Эта постройка нероновской эпохи частично разрушена более поздними строениями. Раскопан только верхний этаж, однако разведка показала наличие и других. Наверху есть пять отверстий 25 сантиметров в диаметре, наполненных неизвестной субстанцией, а снизу отверстие для стержня. Конструкция может предполагать вращающийся пол. Таким образом можно предположить, что это вращающаяся обеденная комната, описанная античными авторами, из которой открывается прекрасный вид сразу на несколько холмов.
Дальше по ходу еще один храм построенный на древнеримских руинах.
Строительство церкви было начато в 1675 и закончено в 1689 году. Постройка церкви финансировалась карлиналом Барберини и велась на его земле, ранее на которой выращивали виноград. Фасад церкви относится к XIX веку.
Сразу за церковью начинаются руины дворца Домициана, первая часть - стадион.
Стадион был построен одновременно с дворцом Домициана. Разные источники говорят что он был некогда частью дворца, ипподром, общественным стадионом, но скорее всего представлял собой сад для прогулок. Стадион использовался в VI веке королём остготов Теодорихом для проведения соревнований по бегу.
Около стадиона расположилась экседра.
Возможно полукруглое сооружение экседры использовалось как ложа для императора.
Внизу видны остатки акведука Клавдия.
Строительство акведука было начато при императоре Калигуле в 38 году и было завершено при императоре Клавдии в 52 году, однако есть свидетельства о том, что он уже активно работал в 47 году, за пять лет до оффициального завершения. Акведук подвергался неоднократно реставрации. Первая была предпринята при императоре Веспасиане в 71 году, следующая в 81 году уже при императоре Тите. Об этом есть упоминания в надписях Порта Маджоре. Были и другие ремонты, но по прошествию времени акведук начали намеренно разрушать. Материал, из которого он был сложен, использовался для других построек.
Выходя на край холма попадаем в развалины терм, от которых ничего не осталось, и Домуса Севериана. От Дворца осталось так же маловато. Жаль конечно что нельзя попасть на ярусы. Уверен там много интересного.
Дворец Луция Септимия Севера, правившего с 9 апреля 193 по 4 февраля 211, стал продолжением Дворца Августа и выходил на самый край Палантинского холма. Дворец состоял из многих ярусов.
Внизу остаются фундаменты еще одного строения, возведенного Севером. Это Септизоний. Смотреть тут не на что, но для статистики прилеплю картинку, найденную в сети.
С края холма открывается хороший вид на Большой Цирк, хоть и не принадлежащий к форумам, но являющийся в некотором смысле частью Палантинского холма.
Самый большой в древнем Риме ипподром. При его создании использовалось естественное углубление между Палантинским и Авентийским холмами. Впервые это место возможно
было использовано около 500 до н.э. царём Тарквинием Приском. До 329 года до н.э. здесь не было никаких сооружений, возможно для почётных гостей собиралась
временная трибуна, а простой люд располагался прямо на склоне. Поскольку на месте арены были святилища, связанные с сельским хозяйством, можно предположить, что
здесь возделывали землю, а скачки проходили после сбора урожая.
Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину. Его вместимость составила 250 тысяч зрителей. Более менее постоянные постройки появились при императоре
Августе, тогда и сформировался ансамбль цирка. Представления продолжались вплоть до 549 года. С этого момента он разрушался. К XVI веку от построек ничего не
осталось. Как и многие памятники античности цирк был разобран на стройматериал.
За стадионом попадаем в Дворец Августов.
Дворец династии Августов - крыло дворца Домициана, служившее личной резиденцией императоров. Дворец был построен в 81 году Домицианом.
Между дворцом Августов и Дворцом Флавиев расположен Палантинский музей, впрочем насладится находками нам не удалось, закрыт на реконструкцию.
Здесь можно посмотреть результаты работы археологов, проведенной в окрестностях. В экспозиции орудия труда, скульптура и статуэтки, мозаики. Дом - остатки виллы XIX века, принадлежавшей Чарлзу Миллзу и построенной в свою очередь из остатков виллы XVI века.
Дальше остатки дворца Флавиев.
Это еще одна часть дворца Домициана, построенного в 81-92 годах, служившая для проведений официальных приёмов и церемоний. Здесь располагалось три основных зала. Первое - трёхнефная базилика, где проходили судебные заседания, затем Аула Регия, тронный зал размером 30 на 39 метров, в нишах которого стояли 12 статуй из чёрного базальта, а в апсиде находился трон императора. Домициан опасался покушения и приказал покрыть стены зала полированным мрамором, чтобы как в зеркалах видеть происходящее вокруг. Однако это его не спасло. Он был убит в собственной спальне, возможно по приказу жены. В третьем помещении был Ларарий, святилище для семейных богов. Для строительства огромного дворца императорским зодчим Рабирием придуман хитрый план. Была срезана верхушка одной из двух вершин холма Палатия и засыпана этой землей ложбина с соседней вершиной Гермалом.
За дворцом, дальше по холму следуют дома Ливии, Августа и храм Виктории.
Здание было построено в конце первого века до н.э. Раскопанный в 1869 году археологом Пьетро Роза по поручению Наполеона III, дом, по надписям на фрагментах свинцовых труб, на которых обычно указывалось имя хозяина дома, был отнесен к Ливии, жене императора Августа. Стены дома украшали фрески с изображением сфинксов, канделябров, гирлянды из фруктов, цветов и листьев. На фреске в центральной комнате изображен Гермес, спешащий на помощь Ио, возлюбленной Зевса, которую сторожит стоглазый великаном Аргус.
Дом был построен в 36 году до н.э. и Август жил в нём ещё до того как стал императором. В дом входили покои императора, библиотека. Комнаты были очень маленькими и скромными. Даже став императором Август 40 лет спал в небольшой спальне на низкой кровати укрываясь "самым простым" одеялом и носил домашнюю одежду, сотканную Ливией, сестрой Октавией и дочерью Юлией. Большая часть дома на сегодняшний день разрушена.
Храм построен в 294 году до н.э. консулом Луцием Постумием Мегелом на средства от взимаемых им штрафов. Этот храм был использован для хранения священного камня Кибелы между 204 и 191 годами до н.э., в то время как храм Кибелы все еще строился. Надо также отметить, что точное местоположение храма неизвестно до сих пор.
На самом краю холма стоят вероятно древнейшие постройки Рима.
По легенде, Ромул после убийства брата Рема, основал деревню на склоне Палантийского холма, обращенном к Тибру. В ходе раскопок 1948 году были обнаружены следы столбов, поддерживавших крыши трех хижин времен раннего железного века. Эти хижины по всей видимости являются первыми постройками в Риме.
Рядом располагается храм Кибелы, дальше путь лежит через сады Фаринезе.
Храм был освящен 11 апреля 191 года до н.э. Он был построен для размещения метеоритного камня, привезенного из Малой Азии. Сам культ, также заимствованный в Азии,
был основан на убеждении жрецов, жертвовавших своей плодовитостью, в замен на плодородность природы. Празднования происходили ранней весной, когда жрецы-евнухи
наносили себе порезы и жертвовали свою кровь, а так же кастрировали кандидатов в жрецы.
Храм неоднократно горел, первый пожар был зарегистрирован в 111 году до н.э., но каждый раз восстанавливался. Последний храм, отстроенный после очередного пожара
Августом, использовался вплоть до IV века и был разрушен в 394 году по приказу императора Феодосия I.
Изображение на монете Фаустины Старшей вероятно соответствует этому же храму. Фасад в виде лестницы с изогнутой крышей. На верху ступеней статуя Кибелы на троне с
короной в сопровождении львов. Это согласуется с действительностью, поскольку здесь были найдены коллосальные фрагменты статуи.
Далее наш путь лежит через один из первых в Европе ботанических садов, сад Форнезе.
Дворец, построенный императором Тиберием, первоначально представлял собой скромное строение, объединявшее нескольких домов республиканского периода. При Калигуле строение было расширено. В 80 году случился пожар, в ходе которого дворец был разрушен. В XVI веке кардинал Алессандро Фарнезе выкупил развалины дворца, засыпал их землей и разбил сады. В настоящее время тут ведутся раскопки.
Со смотровой площадки наверху холма открывается потрясающий вид на Рим. Я правда решил вставить эти кадры не здесь, а в описании объектов, видимых с холма. Внизу тоже интересные развалины.
Вероятно строение, которое сейчас принадлежит храму, было частью Палантинского дворца, о котором мне впрочем практически ничего не удалось найти. Здание, к которому
примыкает храм, долгое время считалось храмом Божественного Августа, есть так же предположения, основанные на схожести архитектуры здания с античными библиотеками,
о том, что это университет Адриана.
В середине VI века здание использовалось как сторожевая будка, здесь ночевала охрана византийских наместников Рима. Ближе к концу века оно было убрано коринфскими
колоннами, украшено стенописью, к нему была пристроена полукруглая апсида. Росписи храма начались при папе Мартине I (649-655) и достигли наибольшего размаха в
краткий понтификат Иоанна VII (705-707). Роспись апсиды пришлась на понтификат Павла I (757—767), а фрески античного атриума могут быть отнесены ко времени Адриана
I (772—795). Атриум использовался для захоронения знатных горожан, нередко в позднеантичных саркофагах с рельефами на языческие темы.
Во время землетрясения 847 года Санта-Мария-Антиква была погребена под слоем земли и её забыли. Незасыпный атриум использовался как церковь Антония Великого
до разорения Рима норманнами в 1081 году. В XVII веке над церковью была возведена часовня Санта-Мария-Либератрисе, которую пришлось разобрать при проведении
археологических исследований под руководством Джакомо Бони в 1901 году.
Храм известен своими росписями, которые впрочем находятся в процессе постоянной реставрации. Попасть внутрь сложно и мне не удалось. Большую часть времени церковь
закрыта для посещения.
Спускаемся с Палантинского холма и двигаемся дальше по Священной дороге. Слева располагался Атриум весталок, включавший в себя дом и храм.
Изначально священный огонь охраняли дочери царя, со временем их заменили шесть весталок, которые кроме поддержания огня выполняли разнообразные ритуалы, связанные с
культом семьи. На роль весталок, продолжавшуюся тридцать лет, отбирались девочки от шести до десяти лет из семей патрициев. В течении всего срока они должны были
оставаться девственницами, тех же кто вступал в интимную связь ждала казнь. Поскольку кровь весталки не могла быть пролита, её хоронили заживо. Партнёра же
забивали палками до смерти.
Тех же, кто выдерживал "испытание" ждало уважение общества, значительные материальные блага. Подчинялись весталки только Понтифику. Интересен факт: если
приговоренный к смерти в день казни встречал весталку, он получал помилование.
Изначально дом предназначался для Великого Понтифика, Август, став Понтификом в 12 году до н.э., подарил этот дом весталкам. Дом состоит из атриума 68 на 28 метров,
окружённого портиком в 44 колонны, в котором стояли статуи великих весталок. Главным помещением был приёмный зал, по бокам которого были шесть комнат, вероятно
жилище жриц. Внутри находилось восьмиугольное строение, назначение которого не установлено, возможно это святилище, где хранили реликвии. Здание было тщательно
уничтожено еще в древности. Из дома весталок были проходы в храм Весты и домом Понтифика.
Основание храма приписывается Ромулу или Нуме. Первоначально он был сплетен из прутьев и покрыт соломой, как примитивная хижина. В храме находился священный огонь,
поддерживаемый весталками и реликвии, хранившиеся в тайнике (penus Vestae), попасть в который можно было только из святилища. Здесь хранился Палладиум, античное
изображение Минервы, привезенный Энеем из Трои.
Поскольку внутри всегда горел огонь, в храме постоянно случались пожары, но каждый раз его восстанавливали. Храм был закрыт в 394 году по приказу императора
Феодосия.
Круглый по форме, храм по видимому долго напоминал хижину. На монете Квинта Кассия, около 55 года до н.э. он изображен с параболической крышей, увенчанной фигурой
со скипетром и патерой. После множества пожаров и реконструкций храм стал мраморным, а крыша приобрела более традиционную форму.
Около Храма Весты располагаются руины Регии, бывшего дома Великого Понтифика, связанные с храмом и домом весталок проходами (на фото на переднем плане).
По легенде Регия, одно из древнейших строений на Форуме, была построена Нумой Помпилием, вторым царем Рима, как "царский дом", что и вытекает из перевода названия.
Изначально она была резиденцией царей Рима, а позднее, Великого Понтифика. Некогда здесь прибывал сам Гай Юлий Цезарь.
Здесь хранились архивы Понтификов, формулы молитв, клятв, жертвоприношений, государственный календарь священных дней, Анналы (записи ежегодных событий для
общественных справок, законы о браках, смерти и завещаниях).
Как и многие постройки Форума Регия неоднократно горела и разрушалась: в 390 году до н.э. при разграблении Рима галлами, в 210, 148 и 36 годах до н.э., при Нероне
и Коммоде. После смерти Юлия Цезаря была восстановлена в мраморе Гнеем Домицием Кальвином, последняя реконструкция относиться ко временам Септимия Севера и
Каракаллы.
От постройки практически ничего не осталось, только фундаменты, да и то скорее всего не от начальных строений, а от более поздних, республиканского периода.
Возможно также, что после одного из разрушений Регия была отстроена и вовсе не на этом месте.
Рядом с домом весталок располагается Храм Диоскуров, один из старейших на Римском форуме.
Греческий культ посвящен близнецам Кастору и Поллуксу, сыновьям Юпитера. Храм на Форуме был построен в 484 году до н.э. по заказу диктатора Аулия Постумия его
сыном по случаю победы в битве над Тарквинием Гордым на озере Регил в Лации в 499 году до н.э. По легенде Диоскуры помогли римлянам одержать победу, а затем были
замечены возле источника нимфы Ютурны, поящими своих лошадей, где и сообщили о виктории. Первая реставрация храма была проведена Луцием Цецилием Метеллом
Далматским в 117 году до н.э., последняя - Тиберием с 12 года до н.э. по 6 год н.э. К этому времени и относятся руины, дошедшие до наших дней.
Сегодня сохранились три колонны коринфского ордера, в народе "Три сестры", алтарь, источник Ютурны, в котором, по легенде, братья поили своих коней, часть подиума,
выполнявшего роль одной из трех трибун Форума. В храме также находилась Палата мер и весов и лавки банкиров.
Дальше от Регии по Священной дороге, прямо посреди нее можно сказать, валяются остатки Арки Августа (на фото на переднем плане).
На этом месте в 1546 году была найдена надпись длиной в 2,67 метров, с посвящением Августу в честь победы при Акции в 29 году до н.э. На сегодня от арки практически ничего не соталось.
Пройдя сквозь "воображаемую" арку выходим к небольшой площадке на которой стоит Храм Цезаря.
Строительство храма на месте сожжения тела Юлия Цезаря после его убийства, начали триумвиры в 42 году до н.э., а закончил и освятил Октавиан 18 августа 29 года до
н.э. Были возведены алтарь и колонна из желтого мрамора с надписью Parenti Patriae (Отцу Отечества), разрушенные впрочем в скором времени Долабеллой. Позже храм
был восстановлен Адрианом в первоначальном виде.
Храм возвышался на высокой платформе и был окружен одноэтажными пристройками. Платформа использовалась для публичных выступлений императорами. Храм был
шестиколонным простилем, прямоугольным зданием с рядом колонн на главном фасаде, колонны коринфского ордера, фриз с растительным орнаментом и крылатыми фигурами.
В целле стояла колоссальная статуя Юлия Цезаря, возможно, со звездой, венчающей голову.
От колонн и верхнего строения в целом практически ничего не осталось.
Напротив находится большое общественное здание, или вернее сказать его развалины.
Базилика была построена в 179 году до н. э. цензорами Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором и изначально называлась базиликой Фульвия, или Эмилия
Фульвия. Однако в последствии она неоднократно расширялась и ремонтировалась усилиями представителей рода Эмилиев и постепенно приобрела современно название.
Постройка как водится была на месте более древнего сооружения, уходящего корнями к III веку до н.э.
Базилика представляла собой зал с колоннами, выстроенный из туфа и травертина, прямоугольной формы длиной 100 метров, состоявший из трёх нефов. Пол был покрыт
белым и полихромным мрамором, а крыша бронзовыми плитками. Здание служило для торговли, заседаний суда, народных собраний, встреч финансистов, политиков и
откупщиков налогов. При пожаре, связываемым с нашествием вестготов в 410 году, базилика полностью сгорела. По всей видимости сделки проводились до последнего
момента, поскольку на полу были найдены оплавленные монеты. Большой зал базилики уже не восстанавливали, но таверны и портики были заново отстроены в 418-420
годах префектом города.
Еще одно общественное здание находилось около палантинского дворца.
Базилика построена Гаем Юлием Цезарем (или от его имени Эмилием Павелом) 54 — 44 годах до н.э. на месте базилики Семпрония. Первоначально здание не было достроено,
и к тому же горело. Закончил строительство и освятил её уже император Август в 12 году. Еще раз базилика сильно пострадала от пожара в 283 году и была
отреставрирована Диоклетианом.
Здание имело немалые размеры - 101 на 49 метров, центральный зал 82 на 18 метров. Высота зала составляла три этажа, внешняя колоннада - два. До наших дней дошли
только ступени лестницы, мраморный пол и фрагменты колонн. Базилика была местом собраний римского сената, здесь проходили судебные процессы, в основном о
наследстве и имуществе. Здесь также вероятно был ряд лавок. Игровые таблицы, множество которых было найдено на мраморном полу, свидетельствуют о том, что здесь
процветали азартные игры.
Напротив базилики Юлия ряд колонн.
Параллельно фасаду Базилики Юлия стоят руины семи почетных колонн, возведенных в конце III века. Колонны были покрыты мрамором и на их вершинах находились статуи.
Мемориальная колонна была воздвигнута в честь византийского императора-узурпатора Фока в 608 году. Коринфская колонна высотой 13.6 метров на кубическом мраморном основании некогда была увенчана позолоченной статуей императора. Эта колонна - последний памятник возведенный на Форуме. С этого момента Форум начал постепенно пустеть и разрушаться.
Далее по Виа Сакра располагается отреставрированная Курия.
Строительство новой Курии началось по приказу Цезаря, после того как старая в 52 году до н.э. сгорела, однако заканчивал строительство уже Август в 29 году до н.э. В 238 году сгорело и это здание и было уже восстановлено Диоклетианом. С VII века здесь располагалась церковь Сант-Адриано. В 1932-37 годах здание было вновь отреставрировано, таким мы и видим его сегодня. В здании проходили заседания сената Рима. Внутри сохранились фрагменты мраморных полов.
Вплотную около Курии стоит церковь, непосредственного отношения к Форуму не имеющая, но раз уж она тут оказалась... Кстати Курия некогда стояла именно не этом месте.
Церковь, посвященная Святому Мартину, замученному в 228 году во время правления императора Александра Севера, была построена в 625 году по поручению папы Гонория I. Первый раз здание обновлялось в 1256 во время правления папы Александра IV. Современное же здание появилось в 1635 году, после посещения папой Урбаном VIII, на средства его племянника кардинала Франческо Барберини. Архитектором стал Пьетро да Кортона, который впрочем не дожил до окончания строительства. На момент его смерти в 1669 году не была завершена внутренняя отделка и украшения.
Одно из последних по ходу движения сооружений Форума Арка Севера, кстати одно из хорошо сохранившихся.
Трехпролетная арка 20.88 метров в высоту, 23.77 метров в ширину и 11.20 метров в глубину была построена в 203 году в честь побед императора Септимия Севера и его
сыновей Каракаллы и Геты над Парфией. Надпись с двух сторон гласит: "Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу, Августу, Отцу отечества,
Парфянскому, Аравийскому и Адиабенскому Парфянскому, Великому Понтифику, одиннадцать раз ставшему народным трибуном, провозглашенному в одиннадцатый раз
Императором, трижды консулу, проконсулу и Императору Цезарю Марку Аврелию Антонину, сыну Луция, Августу, Пию, Феликсу, шесть раз ставшему народным трибуном,
консулу, проконсулу, Отцу отечества, наилучшим и наимогущественным властителям за спасение государства и расширение владения римского народа, и за их выдающиеся
заслуги на родине и вне ее — сенат и римский народ". Однако она не всегда была таковой. После смерти Семпия Севера его сын Каракалла убил своего брата Гету и
убрал его имя из всех возможных мест, в том числе и с арки.
Арка построена из кирпича и травертина и облицована мраморными плитами. Сверху на арке изначально находилась квадрига с бронзовыми статуями Септимия Севера,
Каракаллы и Геты.
Постепенно дойдя практически до выхода, осматриваем последние руины на нашем пути.
По поводу даты строительства храма имеется ряд противоречий. Различные документы указывают на разные даты и строителей. Однако одно остается верным, то что
построенный около 500 года до н.э. храм является одной из старейших построек Форума. Как и практически все постройки Форума храм неоднократно страдал от пожаров
и перестраивался. В 42 году до н.э. он заново был отстроен после пожара эдилом Мунацием Планком, а так же в 283 году подвергался реставрации во времена Карина.
В течение всего республиканского периода в храме хранилась государственная казна и документы о государственных доходах и долгах, в период империи здесь также
хранились деньги, но уже не вся казна, а только часть, которой управлял сенат.
Храм был ионическим шестиколонным простилем с двумя колоннами на каждой стороне, стоящий на подиуме из травертина с бетонной сердцевиной облицованный мрамором.
На фронтоне храма находились статуи тритонов с конями, а в целле стояла статуя Сатурна, заполненная маслом и обвязанная шерстью.
От надземной части здания сохранилось восемь колонн ионического ордера пронаоса, шесть впереди и по одной на каждой стороне, с антаблементом. От казначейства
сохранилось возвышение, идущее вдоль всей стороны, обращённой к Форуму.
Строительство храма началось по решению Сената после смерти императора Веспасиана, которого Сенат провозгласил богом, его сыном Титом в 79 году и завершено при Домициане. Храм посвятили Флавиям Веспасиану и его сыну Титу. Здание представляло собой гексастиль и простиль с большой целлой, в которой на подиуме стояли статуи двух императоров. Сегодня от храма остались всего лишь три колонны коринфского капителя высотой около 15 м.
При раскопках 1834 года на склоне Капитолия было обнаружено очень странное здание состоящие из восьми кирпичных помещений, размещенных по обе стороны формируемого ими тупого угла, перед которым находились руины колоннады портика. Портик стоит на возвышении, на нижнем уровне которого находятся другие семь помещений. Возможно, что в шести из них были размещены двенадцать позолоченных статуй Богов Согласия, шесть богов и шесть богинь, римский вариант двенадцати греческих божеств. Надпись на архитраве портика гласит, что статуи Богов Согласия, вместе со зданием, в котором они находились, были отреставрированы Веттием Агорием Претекстатом, префектом города в 367 году.
Руины небольшого храма, который символизировал собой центр города и римского государства, также это было место где открывался вход в подземный мир. Храм был построен в период республики, сегодня от него остался один фундамент. Так что выражение "Все дороги ведут в Рим" имеет конкретный адрес прописки - это здесь!
Под последним на Форуме 47 номером скрылась Мамертинская тюрьма, полностью затянутая лесами на время нашего визита, поэтому и не пишу о ней. На лестнице, ведущей вверх, на Капитолий, я и закончу на сей раз. Хотел писать по одному дню на страничку, но тут и описание вышло велико и далось мне очень долго и трудно, да и логически здесь явно надо вставить разрыв.
Тяжело далось не только описание, но и сам поход, занявший у нас практически весь день. Под конец мы прикладывались посидеть чуть ли не на каждый исторический камешек и изрядно вымотались, однако остались очень довольны.
С высоты небольшого приобретенного опыта могу сказать, что стоит планировать посещение Колизея на утро пораньше, брать комбинированный билет на римскую археологию и воспользоваться им по полной программе.