Сегодня выдался первый день, когда погода с утра испортилась. Сначала начал моросить а потом и полил дождь и мы решили, по наводке друзей, попробовать прорваться в музей на вилле Боргезе. Вышли из метро и долго не могли сориентироваться в какую сторону идти. Вышли просто неудачно, не совсем туда... Около входа в парк и в самом парке дежурят продавцы зонтов, купили зонт за пару евро, дождь усиливался.
Первое что нам попалось на глаза это кусок стены Аврелиана и пристроенные к ней в 401 году императором Гонорием ворота Порта Пинчиана. Когда то они были меньше по размеру да и вообще несколько раз замуровывались и через них проходила Соляная дорога.
Парк сам по себе огромный и тут есть масса объектов, заслуживающих возможно отдельного обзора, я же ограничусь пока парой ужасных фото и оставлю эту работу на другой раз.
Добрели до галереи где нас ждал первый за поездку облом. Ближайшие билеты были только через две недели... Поснимал немного снаружи. Жаль конечно, погода как раз для осмотра живописи.
Здание галереи, а в прошлом казино, построено кардиналом Шипионе Боргезе в начале XVII века. Он же заложил основу коллекции, в частности приобрел полотна Караваджо. Современный вид, в стиле классицизма, здание приняло при Маркантонио Боргезе IV в конце XVIII века. Музей открыт в 1902 году.
Немного расстроившись побрели в сторону Испанской лестницы. Пока шли, дождь прекратился и даже солнышко выглянуло.
На площади Trinita dei Monti очередной египетский обелиск, вернее античная римская имитация египетского обелиска, перенесенная из садов Саллюстия в 1789 году.
Над Испанской лестницей возвышается церковь с необычными парными колокольнями.
Церковь построена в период с 1502 по 1585 годы по заказу и на средства короля Франции Людовика XII. В 1816 году церковь подверглась серьёзному разрушению, после чего была основательно
перестроена. Внутри выделяется шедевр Даниэле да Вольтерра "Снятие с креста", а также росписи, выполненные им же.
Церковь Санта-Тринита-деи-Монти является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Тринита-деи-Монти с 21 октября 2003 года, является французский кардинал Филипп
Барбарен.
Сама лестница, самая длинная и широкая в Европе, всегда полна туристами. Это одно из тех мест в Риме, где побыть в одиночестве не получится. Сверху кстати открывается потрясающий вид.
Если спустится по лестнице вниз, то слева от лестницы окажется английская чайная, открытая тут аж в 1896 году. В Babington's Tea Rooms до сих пор соблюдаются традиции викторианского чаепития.
Справа же от лестницы - музей Китса и Шелли. В мемориальном доме интерьер XIX века и личные вещи поэта-романтика.
Площадь Испании названа так в честь испанского посольства, расположенного на площади.
На узком конце площади стоит колонна, возведенная здесь в 1854 году в честь провозглашения догмы о непорочном зачатии.
Рядом, на самом окончании площади, стоит дворец, к фасадам которого приложили руку два великих архитектора.
Идем в сторону Тибра и на улице Корсо заходим в Сан-Карло-аль-Корсо.
Церковь построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году. Строительство началось в 1612 году под руководством архитектора Онорио Лонги, а после его смерти в 1619,
продолжено его сыном Мартино Лонги вплоть до 1627 года. В 1668 году Пьетро да Картона был возведен прекрасный купол, а в 1684 году закончено оформление фасада. Внутри церковь богато
украшена позолотой и фресками Бранди, алтарь работы Карло Маратта.
Церковь Святых Амвросия и Карла является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Святых Амвросия и Карла с 21 февраля 1998 года, является итальянский кардинал
Диониджи Теттаманци.
С обратной стороны церкви нечто большое, круглое, заросшее и отгороженное забором.
По возвращении из Александрии, после войны против Антония и Клеопатры и завоевания Египта, в 29 году до н.э., Октавиан начинает сооружение грандиозной гробницы в районе северной
оконечности Марсова поля. Известно, что Август в Александрии посетил гробницу Александра Великого, которая имела круглую форму. Его строение повторяло вид тумулуса - древних курганных
захоронений. Цилиндрическое строение, 87 метров в диаметре, состояло из нескольких стен в виде концентрических окружностей, выполненных из туфа и соединенных радиальными стенами. Внешняя
часть фундамента, выполненная из травертина, достигала в высоту около 12 метров, над ним возвышались барабаны меньшего диаметра, общая высота составляла 44 м, последний барабан был
увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами.
Внутри хранились урны с прахом членов императорской фамилии. В центре, в небольшой квадратной комнате вероятно могила самого Августа, в трех нишах внутреннего кольца его жена Ливия,
сестра Октавия, племянник Марцелл. Далее находились могилы Агриппы, Друза старшего, Луция и Гайя Цезарей, Друза младшего, Ливии и Тиберия.
Позднее Калигула прикажет перенести в мавзолей прах своих родных: матери Агриппины, братьев Нерона и Друза Цезарей.
Перед входом в мавзолей находились два обелиска и бронзовые плиты с жизнеописанием Августа. Один из обелисков стоит на площади перед Квириналом, второй на пьяцца дель Эсквилино, перед
базиликой Санта Мария Маджоре.
Около мавзолея стоят сразу две церкви.
Основана в 1499 году папой Александром VI как часовня при соседней больнице. В 1657 году церковь была перестроена по проекту Джованни Антонио де Росси, а позже в облик были внесены
изменения в нео-классическом стиле. Джузеппе Валадье создал новый фасад в 1832 году.
Сама больница была изначально предназначена только для мужчин, но затем было пристроено крыло для рожениц, а со временем и вовсе стала исключительно для незамужних матерей. Причем было
отделение, в котором пациентки лечились анонимно и было даже разрешено использование паранджи для полной конспирации.
Больница была закрыта в начале XX века и в 1930-е годы была снесена для проведения раскопок Мавзолея Августа.
Национальная католическая церковь Хорватии в Риме. Сейчас является часовней при Папском Хорватском колледже св. Иеронима в Риме и открыт для посетителей только по договоренности с
колледжем.
Церковь была построена в 1585-1587 годы для беженцев из районов, подконтрольных туркам и освящена во имя св. Иеронима, выходца из Далмации, бывшего римского Илирикума. Место под застройку
было выделено в 1453 году (год падения Константинополя) папой Николаем V, для строительства хосписа.
И тут же находится Алтарь Мира. Он накрыт зданием-колпаком через который ничего не видно. Билет стоит возмутительные 25 евро! Мы посчитали что это слишком.
Алтарь в честь римской богини мира, построен римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 году до н.э. Был освящён сенатом 30 января 9 года до н.э. Освящение алтаря ознаменовало собой наступление эпохи "римского мира" (Pax Romana). После падения Римской империи алтарь затопило Тибром. В 1568 году были обнаружены отдельные скульптурные рельефы алтаря, "растащенные" на виллу Медичи, в Ватикан, Уффици и в Лувр. В 1859 году были предприняты более основательные раскопки, которые позволили Муссолини реконструировать алтарь.
Отдохнув немного у фонтана, начинаем движение в сторону площади Навона.
По дороге сворачиваем в переулок, чтобы осмотреть очередную церковь. Здесь нас поджидает ремонт.
Церковь имеет второе название - Сант-Антонио-ин-Кампо-Марцио. Национальная португальская церковь в Риме была построена в XV веке португальским кардиналом Антонио Мартинс де Чавесом.
Современное здание строилось под руководством Мартино Лонги младшего в 1638 году, Карло Райнальди в 1657году и Кристофоро Скором в 1697 году. Купол спроектирован Райнальди в 1674-1676
годах.
Церковь Сант-Антонио-ин-Кампо-Марцио является титулярной, кардиналом-священником с титулом церкви Сант-Антонио-ин-Кампо-Марцио с 14 февраля 2015 года является португальский кардинал
Мануэл Жозе Макариу ду Нашсименту Клементи.
На продолжении этой же улицы еще одна церковь. Подходим ближе. Район очень уютный и мы решаем зайти в кафе, прямо рядом, в переулочке. Выбор правильный, еда вкусная...
Церковь была построена в VIII веке византийскими монахами. В 1668–1685 годах церковь подверглась реконструкции под руководством Джованни Антонио де Росси.
Начинаем обход близлежащих к площади Навона церквей. И дело тут не в религии. В этом районе сосредоточены произведения многих известных художников.
Национальная французская церковь в Риме, посвящена Деве Марии, Дионисию Парижскому, первому епископу Парижа и королю Франции Людовику IX.
Когда сарацины сожгли аббатство Фарфа в 898 году, группа беженцев поселились в Риме. К концу X века, аббатство владело в Риме несколькими церквями, домами, ветряными мельницами и
виноградниками, что подтверждено в билле императора Священной Римской империи Оттона III в 998 году. Тогда в собственности были три церкви: Санта-Мария, Сан-Бенедетто и оратория
Сан-Сальваторе. В 1480 году аббатство уступает свое имущество семьи Медичи , а церковь Санта-Мария становится церковью Святого Людовика Французского. Кардинал Джулио ди Джулиано Медичи
поручает Жану де Ченевьере построить церковь для французского сообщества в 1518 году. Строительство было завершено в 1589 году Доменико Фонтана, большая заслуга в окончании стройки
принадлежит Катерине Медичи, внесшей большой денежный вклад.
Фасад работы Джакомо делла Порта сделан как отдельный от основного строения декоративный элемент, этот метод строительства был позже многократно скопирован многими архитекторами. Фрески
выполнены Доминикино и изображают сцены из жизни святой Цецилии. В капелле Контарелли находятся работы Караваджо 1599-1600 годов. Это цикл о жизни святого Матфея: "Призвание апостола св.
Матфея", "Святой Матфей и ангел", "Мученичество святого Матфея" и "Уверение Фомы".
Церковь Святого Людовика Французского является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Святого Людовика Французского с 24 ноября 2007 года, является французский
кардинал Андре Вен-Труа.
Еще одна церковь с значительным "культурным наследием" стоит на одноименной площади св. Августина.
Церковь построена в 1483 году на средства руанского архиепископа. Это одно из римских сооружений, строительным материалом для которого послужили руины Колизея. С момента основания большую
часть прихода церкви составляли местные проститутки, с одной из которых Караваджо и написал скандальную "Мадонну Лорето" выставленную здесь же. Также выделяется "Пророк Исайя" кисти
Рафаэля. Церковь является местом захоронения почитаемой св. Моники, матери св. Августина.
Церковь Святого Августина является титулярной, кардиналом-священником с титулом церкви Святого Августина с 24 марта 2006 года является французский кардинал Жан-Пьер Рикар.
В соседнем переулке расположился дворец, в котором находится еще одна часть Национального Римского музея.
Дворец был заказан Джироламо Риарио. В 1568 году она перешла в руки австрийского кардинала Альтемпса, для которого он был расширен и в нем появился двор. Работы проходили под руководством Мартино Лонги старшего. В 1997 году палацио стало отделением Национального музея Рима, сейчас здесь выставляется в основном скульптура. В коллекции также имеется мозаика Кастельпорциано II века, одна из самых известных римских мозаик.
Прямо напротив церковь Сант-Аполинаре.
Церковь, освященная во имя св. Аполлинаре, первого епископа Равенны, была основана, вероятно, в VII веке. К XVII веку здание находилось в плохом состоянии, несмотря на это в 1702 году
она была заново оформлена и здесь появилась статуя св. Франциска Ксаверия, вырезанная Пьером Ле Гро из мрамора с большой виртуозностью.
Только в 1742 году папа Бенедикт XIV привлек Фердинандо Фуга для восстановления церкви, который добавил новый фасад с элементами барокко.
В 1990 году церковь была передана в Опус Деи, и теперь является частью их Папского университета Святого Креста.
До площади остается пару шагов. На подступах небольшая площадь, с которой уже видно развалины того, что раньше тут было - цирка.
И вот перед нами распахивается еще одно место, вечно наполненное туристами. А как сюда не прийти, когда здесь во-первых красиво, во-вторых собрано такое разнообразие достопримечательностей?
Название площади происходит от искаженного греческого Агонис или состязание, которые проходили тут с древних времен. Первый цирк появляется здесь во времена Гай Юлий Цезаря, значительно перестроенный при Домициане. На стадионе проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои, с внешней стороны в аркадах располагались лавки торговцев, ремесленников, бордели. Со временем арена цирка стала площадью, а трибуны застраивались домами, однако состязания по прежнему продолжают проводится. После покупки в 1470 году Антонио Памфили трех домов на площади начинается её застройка в стиле барокко, а состязания уступают место праздникам и ярмаркам. Традиция жива и поныне, здесь проходит рождественская Befana di piazza Navona.
Здесь аж три очень живописных фонтана, которые так и просятся в кадр. Первый - фонтан Нептуна, поставленный в 1576 году по проекту Джакомо делла Порта. Статуи "Нептун сражается со спрутом" и "Нереиды с путти и гиппокампами" добавлены в 1873 году.
Второй заслуживает отдельного внимания.
Сооружён в 1648—1651 годы по проекту Бернини. В основе фонтана псевдоегипетский обелиск, созданный при императоре Домициане, которые так любили воздвигать римляне. В 1644 году
Джамбаттиста Памфили, ставший папой Иннокентием X, решил поставить один из обелисков напротив своего родового палацио и объявил конкурс на лучший проект. Бернини, желавший участвовать в
конкурсе, был отстранен из-за происков его недругов. Однако Бернини подготовил проект в виде фонтана с статуями речных богов главных рек четырёх частей мира: Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы,
и, при помощи своего покровителя Людовизи, поставил макет фонтана в столовой, где обедал папа. Он был поражен гармонией композиции и отменил конкурс.
Злые языки видели в аллегорических фигурах рек еще один "тайный" смысл. Якобы Ла-Плата загораживается рукой, а Нил прячется под покрывалом чтобы не видеть "ужасного" фасада церкви
Сант-Аньезе-ин-Агоне, созданного извечным соперником автора фонтана Борромини. На самом деле фонтан возведен на несколько лет раньше фасада церкви.
Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.
Третий также построенный по проекту Джакомо делла Порта в 1574 году, не менее живописен. Мне его фонтаны нравятся даже больше берниниского. Фигура мавра была добавлена в XVII веке Бернини.
На площади не только фонтаны, но и две церкви. Вообще странно, что всего две, учитывая их количество в округе. Дождь опять стал поливать и мы сочли за благо укрыться внутри.
Церковь посвящена св. Агнессе, голова которой покоится в крипте. По легенде на стадионе Домициана произошло чудо: христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников, однако
у неё мгновенно отросли волосы и скрыли наготу. Помимо святой в церкви покоится прах её строителя папы Иннокентия X, по заказу которого её начал возводить в 1652 году Джироламо Райнальди, а
заканчивал фасадом в 1655 году Франческо Борромини.
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне является титулярной диаконией, кардиналом-дьяконом с титулом церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне с 22 февраля 2014 года является немецкий кардинал Герхард Людвиг
Мюллер.
Напротив фасад куда более скромный, зато возраст почтеннее.
Ранняя церковь была возведена на этом месте, на руинах стадиона Домициана, в XII веке. Первое упоминание о церкви связано с именем Генриха Кастилии, сына короля Фердинанда III
Кастильского, который дал деньги на её строительство в 1259 году. Новое здание было построено к Святому, 1450 году, при финансировании Альфонсо де Парадинаса. Фасад, бывший тогда с
противоположной стороны, разработал Бернардо Росселлино. Папа Александр VI, испанец по национальности, устроил перед ним площадь.
Начиная c 1506 года церковь стала государственной церковью Испании в Риме, а после окончания строительства Санта-Мария-ди-Монсеррато в XVII веке, это звание переходит к ней.
Папа Лев XIII в конце XIX века начал реставрацию здания, которое находилось к этому времени на грани разрушения. В это время главный фасад был перенесен в сторону площади Навона. Апсида
и трансепт были снесены в 1938 году, при строительстве проспекта Корсо дель Ринашименто.
От церквей переходим к палацио, коих тут тоже достаточно.
В 1470 году Антонио Памфили покупает три дома на южной стороне Пьяцца Навона, через двести лет, в 1644 году его потомок Джованни Баттиста Памфили ставший папой Иннокентием Х перестраивает
дворец при помощи архитекторов Джироламо Райнальди и затем Франческо Борромини. Дворец предназначался не самому понтифику, а жене его брата Олимпии Майдальчини, по слухам бывшей его
любовницей и имевшей на него большое внимание.
Франческо Борромини спроектировал галерею, расписанную фресками Пьетро да Кортоны, большой зал и овальные лестницы. А вего залов 23 и к их оформлению приложили руку такие мастера как
Джачинто Джеминьяни, Гаспар Дюге, Пьер Франческо Мола. В 1652-1672 годах к дворцу была пристроена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне.
С 1920 года здесь расположилось посольство Бразилии в Риме, а в 1964 году здание было выкуплено правительством Бразилии.
На площадь выходит еще одно интересное здание, правда не фасадом и адрес у него другой. Это дворец Браски в котором сейчас расположен музей города Рима с 1952 года. Сам дворец был построен в конце XVIII - начале XIX века для племянника папы Пия VI.
Если завернуть с площади Навона за угол и пойти по стене того самого музея Рима, попадешь на небольшую площадь, где стоит скромная статуя, давшая название площади, а также широко известным клеветническим сочинениям.
Статуя, находящаяся в не лучшем состоянии, может так и стояла бы где-то на "обочине жизни", но в 1501 году кардинал Оливьеро Караффа, которому она приглянулась чем-то, приказал установить
ее на пьедестал у своего дворца. Сюжет статуи был идентифицирован в XVIII веке антикваром Э. К. Висконти. Он предположил, что это торс статуи "Менелай, несущий тело Патрокла". Имя же ей
дал толи учитель, толи трактирщик, толи цирюльник, заведение которого было напротив её обитания.
Местоположение оказалось удачным, пьедестал - широким и мало помалу на него стали прилеплять листки с критикой или клеветой в адрес папы или правительства. Жанр со временем обрёл имя
статуи - пасквиль, а сама статуя стала первой из так называемых "говорящих".
Очередной длинный день подходил к концу и мы двинулись по проспекту Виктора Эмануила II в сторону замка Ангела, попутно прошлись по площади Новой церкви.
Дата постройки первой церкви здесь неизвестна, да оно и не важно. Она была передана после признания папой Григорием XIII конгрегации ораторианцев в 1575 году их организации и они тут же
полностью её перестроили, отчего она и получила название "Новой". Строительство продолжалось с 1575 по 1599 годы по проекту архитектора Мастера Читта ди Кастелло, которого позже сменил
М. Лонги старший, фасад работы Ф. Ругьези.
Внутри необходимо выделить "Мадонну с младенцем" и предстоящих святых в алтаре работы Рубенса.
Церковь Санта-Мария-ин-Валичелла является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Мария-ин-Валичелла с 14 февраля 2015 года является испанский кардинал
Рикардо Бласкес Перес.
Соседнее здание - капелла ордена филиппинцев. Построена в 1637–1640 годы под руководством архитектора Франческо Борромини в стиле барокко.
На площади установлен памятник Метастазио - известному итальянскому либреттисту и драматургу.
Выходим на один из самых красивых мостов Рима. Здесь тоже всегда многолюдно и с него открываются потрясающие виды на Замок Святого Ангела и сам Ватикан.
Построен императором Адрианом в 134-139 годах к своему мавзолею отчего назывался Адриановым или Элиевым мостом. Последнее название используется до сих пор. В 1450 году, во время наплыва
паломников, рухнули перила и много человек погибло. Тогда была снесена триумфальная арка на выходе с моста.
В средневековье на мосту вывешивали тела казненных преступников.
В 1463 году появилась статуя св. Павла работы Паоло Романо, в 1530 году св. Петра работы Лоренцетто, а позже Бернини добавил еще десять статуй ангелов.
Мост заканчивается величественным во всех отношениях сооружением.
До того, как стать замком, это была усыпальница Адриана, строительство которой он начал в 130-135 годах. Несомненно прообразом послужил мавзолей Августа, и Адриан своё сооружение выполнил
также в виде этрусского тумулуса. На квадратном основании в 84 метра был цилиндр 64 метра в диаметре и высотой в 20 метров, на вершине которого в свою очередь был насыпной холм,
увенчанный фигурой Императора в виде бога Солнца Гелиоса, управляющего квадригой. Снаружи стены были облицованы мраморными плитами. Круглое основание было покрыто эпитафиями.
Завершил строительство в 139 году, уже после смерти Адриана, Антонин Пий. Здесь хоронили до 207 года всех императоров, последним из которых стал Семптий Север.
В 403 году император Гонорий укрепил мавзолей, превратив его в бастион стены Аврелиана. С этого момента мавзолей носил военно-оборонительную функцию. В 590 году по легенде, во время
эпидемии чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны. Это было знамением и чума отступила. В результате замок и получил имя
Святого Ангела. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела. В 1277 году, при папе Николае III, замок был соединён с Ватиканом пассетто, 800-метровым укрепленным коридором.
Замок использовался не только как папская резиденция, но и как тюрьма. Единственный, кому удалось бежать отсюда, был известный ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини.
На этом насыщенный день закончился и осталось всего полдня отъезда, которые решено было посвятить покупке каких нить итальянских продуктов и сувениров. Поскольку в процессе нам попалось пару интересных мест, напишу о них здесь.
В надежде попасть в супермаркет итальянских продуктов, а было желание привезти домой свежих спагетти, соусов, сыров и еще чего-нибудь, мы отправились на станцию метро Piramide. Как на зло тот самый супермаркет оказался закрыт. На площади сфотографировали еще один кусочек стен.
Ворота, являющиеся частью стены Аврелиана, назывались некогда Porta Ostiensis, поскольку здесь начиналась дорога из Рима в Остию.
Рядом еще один не рядовой объект. Жаль закрыт на реставрацию.
Построена между 18 и 12 годами до н.э. для Гая Цестия Эпулона, магистрата и члена одной из четырёх великих римских жреческих коллегий, Septemviri Epulonum. Пирамида сделана из бетона и облицована кирпичом и мрамором. Несмотря на все предосторожности строителей, захоронение было разграблено. В 271-275 годы была всторена в стену Аврелия, а собственно что в нее было не строено?
Вторым местом, куда мы ломанулись, была Кампо дель Фьори. Транспорт в Риме ужасный и пока мы добрались, зашли в очередную церковь.
Построена с 1590 по примерно 1650 годы по обету и на средства герцогини Амальфи по проекту Карло Мадерна в стиле барокко. Фасад спроектировал Карло Райнальди в 1655-1663 годах.
Церковь Сант-Андреа-делла-Валле является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Сант-Андреа-делла-Валле с 28 июня 1988 года по 29 апреля 2015, являлся итальянский
кардинал Джованни Канестри. Ныне вакантно.
И на площади нас ждал облом! Ранок то тут есть, а вот того, что мы хотели, нет и в помине. Так что не солоно хлебавши двинули мы потом в тот самый магазин, где каждый день покупали продукты и набрали всё там.
На площади стоит памятник Джордано Бруно, открытый 9 июня 1889. Стоит он на месте сожжения ученого инквизицией за ересь 17 февраля 1600 года. Создан он по заказу масонов скульптором Этторе Феррари, тоже масоном.
И уже совсем последние штрихи.
Архибратство Гонфалоне или Знаменосцев, белых (по цвету одежд) кающихся братьев было создано в 1264 году в Риме. Св. Бонавентура, главный инквизитор Святого Престола того времени, написал
для братства устав, а церковь Санта Лючия стала их резиденцией. Последняя реконструкция церкви под руководством Марко Давида проведена в 1866 году.
Церковь Санта-Лючия-дель-Гонфалонь является титулярной диаконией с 21 октября 2003 года по указу папы Иоанна Павела II, кардиналом-дьяконом с титулом церкви Санта-Лючия-дель-Гонфалонь с
21 октября 2003 года по 12 июня 2014 года, являлся итальянский кардинал Франческо Маркизано. С 12 июня 2014 года он возведён в кардиналы-священники с титулом церкви
Санта-Лючия-дель-Гонфалонь pro hac vice (то есть разово, без сохранения титула и последующим возвратом к диаконии). С 27 июля 2014 года в связи со смертью кардинала вакантно.
Прошел целый год и даже дольше, а я только закончил разбирать этот материал. Мне далось это очень не легко. Я хотел еще сделать несколько тематических подборок, но теперь и не знаю, возьмусь ли за это.
Поездка выдалась сумасшедшей и в довесок несколько сюжетов. О знаках.
О метро. Грязно, мало веток и мало станций, от которых всюду далеко идти. Составы короткие и разрисованные.
О искусстве. На соседнем с нашим окне была такая картина. По поделке процарапана. Видел подобное еще в одном месте, но мельком и из окна трамвая. Понравилась идея...
И просто о РИМЕ!!!